МОУ "ВОЛЬНОВСКАЯ ШКОЛА" ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Справка об уровне сформированности функциональной грамотности у обучающихся 4-11 классов образовательных организаций Республики Крым по результатам выполнения заданий ВПР

Статистико-аналитическая справка результатов повторного мониторинга по оценке функциональной грамотности обучающихся 9 классов общеобразовательных организаций Республики Крым

Письмо Государственного казённого учреждения «Центр оценки и мониторинга качества образования» Республики Крым от 20.12.2022 № 1331/0707 «Об обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 26.04.2022 № 684 «Об итогах проведения мониторинга по оценке уровня функциональной грамотности обучающихся 8,9 классов общеобразовательных организаций Республики Крым в 2021/2022 учебном году»

Приложение Информационно-статистическая справка по итогам проведения мониторинга по оценке уровня функциональной грамотности обучающихся 8-х, 9-х классов общеобразовательных организаций Республики Крым

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.03.2022 № 444 «О проведении мониторинга по оценке уровня функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Крым»

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.09.2021 № 1487 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 15.12.2021 № 1985 «О проведении ГБОУ ДПО РК КРИППО организационно-методических мероприятий в 2022 году»

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 21.01.2022 № 83 «Об утверждении Положения о проведении мониторинга по оценке уровня функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Республики Крым»

Приказ Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Крым «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» от 27.12.2021 № 154 «Об утверждении «Плана мероприятий ГБОУ ДПО РК КРИППО («дорожная карта») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2021 — 2022 учебный год»

Аналитическая справка по формированию функциональной грамотности обучающихся в Республике Крым в 2021-2022 году

ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ
ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ (7-9 КЛАССЫ)
ФГБНУ «ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» С СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА ПРОВОДИТ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ СЕМИНАР ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР «ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (EDSOO.RU)



  Функциональная грамотность – современный вызов для образованияhttps://drive.google.com/file/d/1v7rMYaklCdTm_rJYPFgAck-uhMgdVksM/view
 
Банк тренировочных заданий по оценке ФГ
https://drive.google.com/file/d/11luCBuVh0QRPNDZBtxsb_yp3qM2gp3dt/view
 
Памятка учителю по ФГ

https://drive.google.com/file/d/1f3kMe093uoBJd6SjYiCZT7I1by6-x3hY/view
 
 
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)
 

Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности (Интернет-ресурсы)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021.г. №03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.pdf
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся».pdf
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. №04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf
Письмо Министерства просвещения РФ от 26 января 2021 г. N ТВ-94 04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности».pdf
Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 г. №АЗ-581-03 Об организации работы по повышению качества образования в субъектах РФ.pdf
Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности».pdf
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176 04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся».htm
Приказ Минобрнауки РК от 08.10.2024г. №1561 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности».pdf

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Письмо Государственного казённого учреждения «Центр оценки и мониторинга качества образования» Республики Крым от 20.12.2022 № 1331 «Об обеспечении работы по повышению функциональной грамотности».pdf
Ссылки на ресурсы по формированию ФГ.pdf
Письмо Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 30.05.2023 № 289001-15 главам администраций муниципальных образований Республики Крым.pdf

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

№356. Об организации работы по повышению функциональной грамотности.pdf

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ И ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ (отчеты, планы, памятки) ШКОЛЫ

pptx
Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности.pptx
ppt
Особенности учебных заданий для формирования читательской грамотности.ppt
pptx
Таксономия Блума как методика оценки успешности обучения при развитии функциональной грамотности.pptx
pptx
Особенности учебных заданий по формированию финансовой грамотности школьников.pptx
pptx
Особенности учебных заданий для формирования естественнонаучной грамотности.pptx
pdf
Мероприятия по формированию функциональной грамотности, проведённые с обучающимися МОУ Вольновская школа в сентябре -феврале 2022-2023 учебного года.pdf
pdf
Памятка о Функциональной грамотности.pdf
pdf
Отчёт о проведении недель ФГ в ноябре 2023г. в МОУ Вольнокая школа.pdf
pdf
План мероприятий (дорожная карта) по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Джанкойского района Республики Крым на 2022-2023 учебный год.pdf
pdf
План мероприятий (дорожная карта) РУО по ФГ на 2022-2023 учебный год.pdf

Записей на странице

Страница 1 из 3

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

Памятка о Функциональной грамотности.pdf

Часто школьные знания в представлении ребенка имеют мало общего с реальной жизнью. Школьники учатся писать сочинения по шаблону, но готовы ли они составить деловое письмо, написать объяснительную или опубликовать вдумчивый грамотный пост в социальных сетях? Могут ли они принимать мнения других людей, умеют ли мыслить конструктивно и креативно? Степень владения мягкими навыками, необходимыми для успеха как в подростковой, так и во взрослой жизни, определяет понятие «функциональная грамотность». 

Что нужно знать о функциональной грамотности!

Для ребенка очень важно быть успешным в учебе. А для этого он должен уметь работать с информацией: находить её, проверять факты, анализировать, обобщать.

Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.

Что же такое функциональная грамотность?

Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (п. 34.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.

  • Читательская грамотность –

Это способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков. Для формирования читательской грамотности важно уметь находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним, «читать между строк».  

Задания на формирование читательской грамотности и её проверку состоят из текста и вопросов, на которые нельзя дать однозначный ответ. Например, «Что сделали бы вы, если бы оказались на месте героя истории?» и т.п..

  • Математическая грамотность

Под математической грамотностью понимается способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления. Формировать математическую грамотность значит учить ребёнка принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность.

Для формирования математической грамотности и её проверки у ребенка можно попробовать выяснить, например, как скоро окупится установка парусов на корабли с двигателем. При этом школьнику будет известно количество топлива, которое корабль потребляет при наличии и при отсутствии паруса, стоимость топлива и стоимость установки паруса. Задача обязательно приводится в контексте: рассказывается о том, что 95% товаров в мире перевозят по морю на кораблях, использующих топливо. И для того, чтобы уменьшить потребление этого топлива и его влияние на окружающую среду, инженеры планируют создать проект корабля, использующего, в том числе силу ветра. 

  • Естественнонаучная грамотность

Под естественнонаучной грамотностью понимают способность ребёнка формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками. Для этого важны навыки интерпретации научных данных, умение спланировать и провести исследование, объяснить явления природы и технологии, найти доказательства. 

Для проверки уровня естественнонаучной грамотности используют задания с географическими картами и предложением эти карты проанализировать. Или, например, объяснить, что изображено на серии картинок при помощи научных понятий (например «атомы» и «молекулы»).

  • Глобальные компетенции –

Это способность ребёнка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Для этого важно уметь управлять своим поведением, эмоционально воспринимать новую информацию и быть открытым к ней.

Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать. Осознание глобальных проблем и межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства как отдельного явления. Дети учатся осознавать, каким образом культурные, религиозные, расовые и другие различия влияют на взгляды окружающих. Способность понимать и принимать убеждения других людей — один из самых важных мягких навыков в современном мире. 

Проверка глобальных компетенций часто включает задания, в которых нужно найти причинно-следственную связь между какими-либо действиями и их последствиями. Как правило, ученикам предлагается проанализировать предложенную ситуацию, ответив на вопросы, дополняющие исходный сюжет. Они обычно касаются глобальных вопросов, например, прав человека, образования как ценности, демографических проблем, изменения климата и так далее. Сложность предполагаемого анализа зависит от возраста ребенка: с пятиклассниками можно поговорить о том, почему нельзя выгнать на улицу щенка, а в 9-м классе уже затронуть тему социального неравенства. 

  • Креативное мышление

Под креативным мышлением понимается способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Например, предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны. 

Обычно под креативностью люди понимают некий порыв, результатом которого становится великое открытие или произведение искусства. Он связан не только с обладанием талантом, но и с мастерством и глубоким знанием предметной области. Такие порывы психологи называют «большой креативностью», но творческий потенциал может проявляться и иначе, в обычной жизни. Для ребенка это может быть, например, удачное оформление стены над кроватью, вкусно приготовленный из остатков продуктов завтрак или удачное планирование дня, позволяющее успеть много дел. 

Чтобы проверить, насколько школьник креативно мыслит, учитель может задать написать эссе, посвященное той или иной научной и социальной проблеме или нарисовать картину на актуальную тему. Последнее особенно применимо в младших классах. 

  • Финансовая грамотность

Финансовая грамотность для школьников подразумевает, что ребёнок понимает финансовые понятия и может принимать решения для улучшения собственного и общественного финансового благополучия.

Задания на проверку финансовой грамотности для школьников обычно моделируют ситуации с денежными операциями, банковскими вкладами, кредитными ставками и другими явлениями мира финансов.

  • Компьютерная грамотность

Ситуация с дистанционным обучением во время пандемии показала, что компьютерная грамотность для детей может понадобиться даже в начальной школе.

Развивать компьютерную грамотность детей можно, используя вместе с ними цифровые образовательные сервисы. Чтобы пользоваться такими сервисами, ребенку нужно овладеть базовыми навыками работы в интернете: поиск необходимого сайта, заведение e-mail, ввод логина и пароля. 

Основные компоненты компьютерной грамотности для детей:

  1. Знание возможностей компьютера: поиск информации, рисование, вычисление и т.д.

  2. Знание основных понятий: данные, информация, алгоритм и т.д.

  3. Навыки работы с мышью и клавиатурой

  4. Умение пользоваться поисковыми системами

  5. Знание о том, как обеспечить безопасность в интернете: пароли, антивирусы, размещение личных данных и др.

Задача формирования у детей функциональной грамотности вызвала изменения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на экзаменах (ОГЭ, ЕГЭ). Конечно же, сами задания не поменялись, но изменилась формулировка вопросов, они стали нестандартными, жизненными.

Если ребёнок выработает способность усваивать новую информацию и умение обмениваться информацией с другими, в течение всей его жизни перед ним будут открываться многообразные экономические и социальные возможности.

Буклет родителям Функциональная грамотность

Памятка для родителей по функциональной грамотности

Что значит быть грамотным?

Что такое функциональная грамотность и как ее развивать? 35 советов родителям

ШКОЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧЕНИКОВ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Презентация Финансовая Грамотность Обмен опытом.pptx
Навигация
Контакты
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов